суббота, 23 сентября 2017 г.

Прусский полевой телеграф в 1859-64

Вслед за Высочайшим указом от 14 июня 1859 о мобилизации шести армейских корпусов была 15-29 июня проведена мобилизация обоих полевых телеграфных дивизионов в соответствии с принятым штатом (См.). Дивизион №1 был приписан к 3-му, а №2 – к 7-му армейскому корпусу. Командирами дивизионов были назначены соответственно капитаны Штюрмер (Stürmer) и фон Тидеманн (Tiedemann), вторыми офицерами – премьер-лейтенанты Шульц и Билльрот (Billroth). При каждом дивизионе находился как технический советник чиновник государственного телеграфа.

Хотя дивизионы и не получили боевого опыта (будучи демобилизованы 1 августа и так не покинув Берлина), почти непрерывные четырехнедельные работы по монтажу и демонтажу линий (которые оставались в рабочем состоянии по несколько суток) позволили всесторонне изучить технику и материал.
Сделаны были следующие выводы.
1) В дивизионе необходим был третий офицер, ибо один лейтенант не справлялся с обязанностями.
2) Прошедшие подготовку телеграфисты не смогли самостоятельно обслуживать станции, потому их пришлось заменять служащими государственного телеграфа.
3) Спиралевидные фиксаторы проволоки на изоляторах при повороте сгибали провод так, что он скоро ломался.
4) Штифты для фиксации изоляторов на шестах необходимо было крепить к изоляторам шнурком во избежание потери.
5) Гуттаперчевая изоляция кабелей при протягивании нарушалась.
6) Двух шестов для установки при пересечении дорог оказалось недостаточно, их на каждой повозке необходимо было держать, по крайней мере, 8.
7) Для закрепления шестов на поворотных пунктах линии необходимы штыри из отожженной (geglühtem) железной проволоки (около 18 штук по 15 дюймов длины на повозку).
8) Деревянный молоток оказался слишком легок для работы с железной тычиной.
9) На случай непроходимой для повозок местности требовалась рама, на которой двум чинам удобно было бы переносить катушку.
10) Наконец, обе лестницы, а также часть шанцевого инструмента необходимо было для доступности закрепить на  внешней стороне повозки.
Капитану Штюрмеру было поручено составить с учетом нового опыта служебную инструкцию для телеграфного дивизиона, каковая была сим офицером представлена 6 сентября 1859.
Между прочим, стал вопрос, имеет ли вообще смысл создание при пионерных частях специальных телеграфных дивизионов, если армии придется постоянно прибегать к услугам служащих государственного телеграфа. В результате дискуссий было решено, что пионеры осуществляют транспорт материала, монтаж и демонтаж линии. По высочайшему приказу от 11 октября 1861 для каждого полевого телеграфного дивизиона необходимо было иметь  достаточное количество телеграфистов, по крайней мере - 12, подготовленных в мирное время к службе; статус полевых телеграфистов определялся аналогичным статусу служащих полевой почты.
Генеральная инспекция инженерного корпуса постановила ежегодно направлять от каждого пионерного батальона 4 человека на телеграфные станции. К 20 июня 1861 в распоряжении командования состояло 44 пионера подготовленных к службе в качестве телеграфистов. В декабре 1862 поступил приказ о прекращении обучения чинов армейских батальонов, тогда как от Гвардии пионерного батальона с 1 января 1863 ежегодно телеграфной службе следовало обучать 8 человек: 4 – в период с 1 октября до конца декабря, и 4 – с 1 января до конца марта. Эти чины в случае мобилизации служащих государственного телеграфа их заменяли.
В ноябре 1862 был принят новый штат подвижного полевого телеграфного дивизиона (eine Abtheilung der mobilen Feld-Telegraphie). В состав оного входили.
a) Телеграфное отделение (Telegraphen-Detachement).
1 капитан (командир) и 1 лейтенант инженерного корпуса;
1 лейтенант медицинской службы (Assistenzarzt);
12 полевых телеграфистов;
1 фельдфебель;
1 сержант 1 класса;
1 сержант 2 класса;
1 унтер-офицер 1 класса;
1 унтер-офицер 2 класса;
1 унтер-офицер 3класса;
9 ефрейторов;
64 пионера (среди них 1 горнист),
16 обозных;
1 грузовая повозка (двойка);
18 ездовых и 2 тягловые лошади.
b) Обозная колонна (Train-Kolonne).
1 секунд-лейтенант обозных частей (начальник);
1 сержант 1 класса (на должности вахмистра);
1 унтер-офицер 1 класса;
1 унтер-офицер 2 класса;
1 унтер-офицер 3 класса;
25 обозных (среди них 1 кузнец [Beschlagschmied]);
3 станционные кареты (двойки);
6 материальных повозок (шестерок);
7 верховых и 46 тягловых лошадей (включая запасных).

Офицеры
Лейтенант МС
Телеграфисты
Унтер-офицеры
Пионеры
Обозные
Отделение
2
1
12
6
73
16
Обозная колона
1


4

25
Всего
3
1
12
10
73
41




83





124


Ездовые лошади
Тягловые лошади
Двойки
Шестерки
Отделение
18
2
1 грузовая

Обозная колонна
7
46
3 станционные
6 материальных
Всего
25
48
4
6

73
10

В силу таковых перемен возникла необходимость пересмотреть проект устава полевой телеграфной службы 1859. 19 мая 1863 майор Штюрмер и капитан Богун ф. Вангенхайм получили задание разработать новый документ. 1 августа 1863 новый проект был представлен, а 6 февраля 1864 утверждена «Служебная инструкция дивизиона подвижного полевого телеграфа (Dienst-Instruktion für eine Abtheilung der mobilen Feld-Telegraphie)».
Инструкция включала 7 разделов:
1) состав дивизиона (die organische Zusammensetzung der Abtheilung);
2) обмундирование, экипировка, вооружение и обеспечение (die Bekleidung, Ausrüstung, Bewaffnung und den Kriegs-Verpflegungs-Etat);
3) мобилизация и демобилизация (die Mobilmachung und Demobilmachung);
4) описание материальной части полевого телеграфного (die Beschreibung des Feld-Telegraphen-Apparates);
 5) монтаж телеграфной линии (das Strecken der Drahtleitung);
6) корреспонденция (die telegraphische Korrespondenz);
7) служебная инструкция (die Dienst-Anweisung);
2 приложения:
1) правили работы с корреспонденцией (die Dienst-Anweisung für die telegraphische Korrespondenz);
2) руководство к исполнению лагерной службы (die Lager-Ordnung).
В работы майора Майа (Geschichte der Kriegstelegraphie in Preußen, 1854–1871 /Archiv für die Artillerie- und Ingenieur-Offiziere des deutschen Reichsheeres, 1875) кратко характеризуется содержание каждого из разделов.
Раздел 1. 12 полевых телеграфистов предоставляются в распоряжение Генеральной инспекции Инженерного корпуса Телеграфной дирекцией взамен 12-и пионеров, обученных телеграфированию.
6 унтер-офицеров и 73 пионера отделения являются чинами гвардейского Пионерного батальона, среди них – 2 унтер-офицера и 4 пионера должны быть кадровыми (aus Friedensstärke), прочие – резервисты и ландверманы.
Все обозные чины и конский состав предоставляется 2-ой гвардейской кавалерийской бригадой; все 12 полевых телеграфистов – конные.
4 обозных унтер-офицера 1-го дивизиона – чины 3-го армейского корпуса, 2-го дивизиона – 4-го армейского корпуса.
Дивизион управляется командованием армейского корпуса через инженерного офицера в корпусном штабе.
12 полевых телеграфистов распределяются следующим образом:
2 в каждой из трех станционный карет – 6;
с учетом того, что линия может прокладываться в трех направлениях одновременно для прохождения пути и руководства монтажом – 3;
для технической помощи при монтаже – 3.
Раздел 2. Все чины отделения и колонны носят форму ГПБ с ротными отличиями (Kompagnie-Abzeichen).
Раздел 3. Штата мирного времени и кадров (ein Friedens-Etat und ein Stamm) полевого телеграфа не существует; только 8 чинов ГПБ ежегодно проходят подготовку как телеграфисты, - таковые и составляют 12 человек, что идут на смену мобилизованным служащим телеграфа.
Мобилизация и демобилизация дивизионов осуществляется при ГПБ, который предоставляет все нормативное оборудование (Bestände).
Раздел 4. Для выполнения поставленных задач (связь штаба корпуса со штабами дивизий, смежных корпусов, а также подключение к линиям государственного телеграфа) полевой телеграфный дивизион снабжен шестью-семью милями провода, которые с прочим необходимым инвентарем перевозятся шестью материальными повозками, а также пятью аппаратами Морзе (два - запасные), которые с необходимыми батареями перевозятся тремя станционными каретами.
Линия представляет голый медный провод сечением в 1 линию, на открытой местности укрепленный на шестах на высоте 10 футов, так чтобы всадник и обычная повозка могли свободно под ним проехать.  Шесты отстоят на 45-50 шагов один от другого. В лесистой местности провод может быть закреплен на деревьях, стволы каковых должны быть достаточно мощными, дабы сильно не раскачиваться от ветра. Для прохождения водных преград используется кабель - медный провод с защитным покрытием из оцинкованного железного провода и гуттаперчевой изоляцией. В особых случаях также используется изолированный гуттаперчей медный провод. Оборудование для крепления провода оставалось без изменений, были сохранены изоляторы со спиралевидными фиксаторами и клеймами. Двенадцатифутовые громоотводные железные мачты были заменены трехфутовыми без  медного покрытия. Также появилась специальная рама для переноса катушки по недоступной для материальной повозки местности.
Имущество дивизиона (табель от 19 марта 1864).
Три станционные кареты: 5 аппаратов Морзе с батареями (три по 21, две -запасные – по 30 элементов; корпуса элементов не стеклянные, но керамические) и 6 мачт заземления.
Шесть материальных повозок:
144.000 погонных футов провода;
*6000 погонных футов медного провода с гуттаперчевой изоляцией;
60 катушек для намотки провода с 6 рукоятками (Kurbeln);
*1000 погонных футов речного кабеля с гуттаперчевой изоляцией в двух бухтах по 500;
1.200 шестов;
48 пар шестов для установки при пересечении дорог (Überwegstangen);
1.440 изоляторов;
120 изоляторов с клеймами (Spann-Isolatoren);
1560 штифтов;
288 горизонтальных изоляторных крюков со штифтами;
72 вертикальных изоляторных крюка со штифтами;
6 двойных изоляторов;
12 железных тычин;
24 деревянных молота;
24 лопаты; 12 кирок; 12 топоров; 12 колунов – с чехлами;
6  двенадцатифутовых лестниц;
6 шестифутовых стремянок (в повозке);
6 секаторов;
*108 мотков железного троса по 15 футов длины и *36 крюков-фиксаторов (Hakenpfähle);
*6 пар кожаных перчаток;
*6 носилок (Trage), привязанных под каждой повозкой;
прочие рабочие инструменты, запасные детали, оборудование для проверки линии и т. д.
Предметы обозначенные (*) закупаются при мобилизации, прочие хранятся на складах мирного времени.
Для повозок определялась следующая масса:
станционная (при полной загрузке) – 17 центнеров 60 фунтов;
материальная (порожняком) – 21 центнер 95 фунтов,
груз – 20 центнеров 60 фунтов 14 лотов,
всего – 42 центнера 55 фунтов 14 лотов;
Повозки №№ 1 и 4, транспортировавшие речной кабель, весили на 77 фунтов 16 лотов больше т. е. – 43 центнера 33 фунта.
Раздел 5. Для монтажа телеграфной линии требуется участие 3 унтер-офицеров и 12 нижних чинов, разделенных на три группы (Trupp):
1 группа: 1 унтер-офицер, 2 нижних чина (№№ 1 и 2) – в повозке, выдают инструменты, разматывают и соединяют провод, прилаживают изоляторы к шестам;
2 группа: 1 унтер-офицер, 6 нижних чинов (№№ 3-8) бьют отверстия для шестов, подносят шесты и при необходимости ввинчивают изоляторы в стволы деревьев. Чины этой группы работают одновременно по трое, попеременно выходя вперед. Унтер-офицер всегда находится с передовой группой.
3 группа: 1 унтер-офицер, 4 нижних чина (№№ 9-12) тянут провод, вкладывают его в пазы изоляторов и сажают шесты.
Порядок работы в главном следующий:
После того, как очередная мера провода растянута и его конец прикреплен чинами третьей группы к дереву и т.п., провод начинают растягивать (за время размотки провода вторая группа успела выбить несколько отверстий под шесты). Направление указывает служащий государственного телеграфа, №№ 3-4, 6-7 под присмотром унтер-офицера продолжают бить отверстия, №№ 5 и 8 получают на повозке по 4 штанги и укладывают их по одной рядом с готовыми отверстиями.
Инженерный офицер контролирует работу дивизиона с военной точки зрения, телеграфисты осуществляют контроль технический.
С началом движения материальной повозки третья группа начинает сажать шесты. №9, находясь между первым и вторым отверстиями, умеренно натягивает провод, когда №10 возле первого отверстия берет шест, вставляет провод в спиралевидный фиксатор и устанавливает шест, не закрепляя пока провода.
Унтер-офицер группы командует: «Крепи (Fest)» и №10 поворачивает шест, так что провод укладывается в спиралевидном фиксаторе. В этот момент №№ 11 и 12 занимают место возле второго отверстия, и как только №9 отпускает провод, его захватывает №11, находящейся между вторым и третьим отверстиями, №№9 и 10 переходят к третьему отверстию, унтер-офицер наблюдает за посадкой второго шеста и т. д. №№ 11 и 12 помимо прочего обрезают секатором при необходимости ветви деревьев.
Когда провод на катушке заканчивается, унтер-офицер первой группы соединяет его с проводом новой катушки, зачищая концы на 4-6 дюймов и скручивая их с помощью №1.
В частности следует заметить:
a) при пересечении дороги оба специальных шеста устанавливает вторая группа;
b) угловой шест укрепляется растяжкой (трос закрепляется на верхней оковке шеста и вбитом в землю крюке-фиксаторе);
c) при навеске провода лучше избегать деревьев, поскольку ввинчивание изоляторного крюка в ствол весьма трудоемко, а провода могут касаться листья и выступающие ветви;
d) если линия прокладывается вдоль шоссе, а местность хорошо проходима, следует линию провести в стороне от шоссе; при непроходимости местности для материальной повозке катушку с проводом на специальной раме переносят два чина третьей группы;
e) при прохождении населенных пунктов целесообразно использовать провод с гуттаперчевой изоляцией, который без изоляторов крепится к гвоздям с помощью шнура или шпагата; грубого протягивания провода следует избегать, дабы не сорвать изоляцию;
f)  при прохождении моста изолированный провод рекомендуется закреплять на внешней стороне перил; при прокладывании провода через реку необходимо, чтобы он на всех участках касался дна.
При подключении к линии государственного телеграфа.
a) для установки связи по одному направлению используются двойные изоляторы**;
b) по обоим направлениям медный провод должен после зачистки быть плотно намотан на провод государственной линии.
Линия демонтируется тремя группами в обратном порядке, причем третья группа всегда действует впереди.
Обученным людям для установки мили линии требуется:
1) при благоприятных условиях – 2 ½ часа,
2) при неблагоприятных условиях – 3 часа,
3) при крайне неблагоприятных условиях – 4 ½ часа.
Линию охраняют конные патрули, проходящие определенные маршруты и немедленно сообщающие о нарушениях. Ремонтируют линию специальные чины (Leitungs-Revisoren) из служащих государственного телеграфа.
Раздел 6. Решения об использовании полевого телеграфа принимаются генеральным командованием. Телеграфные сообщения принимаются и передаются по инструкции государственного телеграфа.
Раздел 7. Содержит информацию о служебных обязанностях чинов дивизиона.

**Doppelarm - консоль двух изоляторов прикручивается к столбу постоянной телеграфной линии, провод, снятый с изолятора постоянной телеграфной линии, вставляется в пазы изоляторов Doppelarm и фиксируется, после этого провод разрезают и по одному из направлений соединяют зажимом с проводом полевой линии.


Oberstleutnant H. Frobenius. Geschichte des preussischen Ingenieur- und Pionier-Korps von der Mitte des 19. Jahrhunderts bis zum Jahre 1886. B. I. - Berlin, 1906.

Major A. May, Geschichte der Kriegstelegraphie in Preußen, 1854–1871 /Archiv für die Artillerie- und Ingenieur-Offiziere des deutschen Reichsheeres, 1875.

Комментариев нет:

Отправить комментарий